СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ

Введение

    Я, Трофимов Андрей Николаевич, впервые приехал в Китеж в марте 2001-го, переехал туда жить в июне того же года, уехал в феврале 2003-го. В Китеже был в статусе волонтёра, в общину не вступил, приёмных детей не брал. Работал учителем физики и математики в Китежской школе, одновременно – водителем. С тех пор уважаю УАЗ-буханку и помню Моссальскую горку в гололёд. Когда волна, поднятая Валкой, докатилась до меня, я понял, что промолчать не смогу и меня по-прежнему, даже через 13 лет, касается тема Китежа. Как верно говорит одна моя знакомая, «бывших китежан не бывает». Нас всех это касается.

    Мой текст содержит 15 конкретных вопросов, адресованных бывшим китежанам. И мои варианты ответов, с претензией на истину. Это нормально, кстати - претендовать на истину. Истиной нельзя только обладать. Но после начатой Валкой атаки, у нас у всех есть выбор: двигаемся ли к истине, двигаемся ли обратно (в скорлупу китежского мифа), или никуда не двигаемся. Я пока живой, я не могу не двигаться.

    Текст этот написан, конечно, ради ответов, а не вопросов. Но отклика я действительно жду, и жду именно от тех, кто в Китеже жил постоянно, но сейчас там не живёт. К самому Дмитрию Морозову у меня никаких вопросов нет. Диалог с этим человеком невозможен по простой причине: он не считает никого из своих собеседников равной стороной. Общение для него – не способ поиска истины, а способ управления собеседником. Обвинить его во лжи невозможно, потому что в его картине мира отсутствует понятие правды. В своей картине мира он – человек высшей касты, и управлять существами низших каст ему на роду написано. Управлять, в том числе, и при помощи такого средства, которое эти существа, по неразумию своему, считают ложью.

    Ко взрослым, живущим сейчас в Китеже и Орионе, у меня тоже нет вопросов. Я их понимаю, я там был. Да и вряд ли они увидят этот текст. А если вдруг им покажут и попросят ответить – то это опять будет разговор с Морозовым.

    У меня нет никаких вопросов к людям, бывавшим в Китеже и Орионе, писавшим об этих посёлках и снявшим миллион телерепортажей. Вся эта красота с первого раза неслабо бьёт по мозгам. Для невольных соавторов китежского мифа у меня есть совет. Поднимите, пожалуйста, ваши материалы прошлых лет. Найдите людей, детей и взрослых, которые там упоминались. Узнайте, пожалуйста, как сложилась их судьба. Поговорите с ними о Китеже сейчас. И тогда у вас возникнет свой список вопросов. Образец такой деконструкции китежского мифа есть у Валки на примере старой статьи в журнале «Русский Репортёр».

    Тут будет несколько историй без упоминания фамилий. Я не хочу навредить людям, которые ещё ездят в Китеж. Если они решат мне публично возразить – это приветствуется. Если они захотят меня публично поддержать – в Китеж и Орион их больше не пустят. Меня в 2003-м не выгоняли из Китежа. Я уехал сам, несколько раз потом приезжал в гости. Но в 2004-м я публично поддержал Ирину и Андрея, и с тех пор я для Морозова – «персона нон грата».

Вопросы

1. Являются ли Китеж и Орион самоуправляющимися сообществами?
2. Является ли Дмитрий Морозов носителем определённой идеологии?
3. Проповедуется ли в Китеже идеология взрослым?
4. Проповедуется ли в Китеже идеология детям?
5. Считает ли себя Дмитрий Морозов великим педагогом?
6. Является ли Дмитрий Морозов великим педагогом?
7. Каждый ли ребёнок-сирота может попасть в Китеж?
8. Кто отбирает детей в Китеж?
9. По каким критериям сирот отбирают в Китеж?
10. Используются ли в Китеже практики, психологически травмирующие детей?
11. Что с алкоголем в Китеже?
12. Всё ли, происходящее в Китеже, имеет материалистическое объяснение?
13. Хорошо ли детям в Китеже?
14. Китеж для детей, или дети для Китежа?
15. Китеж – это хорошо, или плохо?

Мои ответы

    1. На Орион экстраполирую. А Китеж в 2001-2003 годах никакой общиной не был. Он был классической «управляемой демократией», в которой был реальный центр принятия решений, и были декорации, изображающие самоуправление. Единоличным лидером был Морозов, а формальный Глава общины, педсовет и общее собрание своих решений не генерировали, а решения Морозова утверждали всегда. Мне не известны случаи, когда главой Китежа (или Ориона) становился бы человек, не устраивающий Морозова. Мне, также, неизвестны случаи, когда не устраивающее Морозова решение принималось бы общим собранием. Эта вполне демократическая картина обеспечивалась непрерывной фильтрацией контингента взрослых по признаку лояльности. Оппозиция Морозову существовала и даже воспроизводилась, но она всегда была в меньшинстве. Вам это ничего не напоминает? Когда Президентом России вдруг стал Дмитрий Медведев, я прям рыдал от смеха. Потому что весь этот цирк я уже где-то видел.

    2. Основатель и фактический руководитель Китежа Дмитрий Владимирович Морозов является создателем собственной идеологии. Она настолько далека от моего «советского материализма», что я так и не сумел до конца осилить роман Морозова «Дваждырождённые», который в Китеже давали в руки всем новичкам. Это совершенно точно не материализм, и совершенно точно не христианство. Морозов называл себя последователем Рериха, но насколько другие последователи Рериха с этим согласны – я не знаю. Православная церковь в Китеже не должна вводить православных в заблуждение: человек, который её придумал и построил, уехал из Китежа ещё до моего приезда. Человек, который написал для неё иконы (приемный отец Валки) – давно в Китеже не живёт. Когда мы там были, своего батюшки у храма не было, и регулярные службы не проводились. Зато храм красиво оформлял въезд в посёлок.

    3. Свою идеологию Морозов проповедовал без устали. Ему вообще страшно нравится сидеть в кругу слушателей и вещать. Нераспроданный тираж «Дваждырождённых» раздаривался всем приезжающим. Практиковалась утренняя зарядка для взрослых на лужайке у дома Морозова, которая не ограничивалась гимнастикой. Практиковались вечерние костры для взрослых на той же лужайке. Без выступлений Морозова не обходился ни один педсовет (а педсоветы были ежедневно). В личных разговорах идеология тоже всегда присутствовала. Помню, мы обсуждали, что из Китежа собрался уезжать прекрасный мастер по дереву. Я высказал сожаление, я хотел брать у него уроки. Ответ Морозова:
    - Когда у человека есть талант в руках и склонность к физическому труду, в этом нет ничего хорошего. Это просто свидетельствует о его принадлежности к низшей касте.
    И я вам клянусь, это был не сарказм. Презрение к физическому труду звучало и во фразе, которую вспомнят все китежские школьники: "Если ты будешь так относиться к учёбе, то твоё место в жизни будет на ферме".
    Кстати, утренняя зарядка с Морозовым и вечерний костёр у Морозова не были для взрослых обязательными. Но, по странному стечению обстоятельств, все взрослые, которые переставали ходить на зарядку, через некоторое время покидали (по совершенно разным причинам) Китеж. А все взрослые, которые прожили в Китеже много лет и живут там сейчас, совершенно искренне считают Морозова своим Учителем. А он пишет им длинные письма. Извините, но я не придумал этому другого названия, кроме как мозго@бство.

    4. Детям труднее, ведь история в школе – по расписанию. Историю ведёт Морозов, и она может быть хоть каждый день, потому что государственные нормы часов Китежской школе не указ. Дети обожают иерархию, в Китеже есть детская иерархия, но если ты не ходишь на детский костёр к Морозову, на просмотр фильмов к Морозову, не читаешь книжек, данных Морозовым – не быть тебе ни Наставником, ни Хранителем. А вот если читаешь…
    Помню один педсовет. Я только начал вести физику в девятом классе. На уроке выяснилось, что девочка Женя (много лет в Китеже, не сирота, родная дочь китежан, не дура) не умеет умножать трёхзначные числа «в столбик» и делить «углом». Я натурально растерялся: как мне тут преподавать физику? И озвучил этот вопрос на педсовете. Ответ Морозова:
    - С Женей всё в полном порядке! Она только что прочла «Сёгуна». Это значит, что она развивается нормально!
    Кстати, да. Для Китежской полной средней государственной школы это оказалось вполне в порядке вещей. Каюсь, я принимал участие в этой имитации школы и в течение двух лет изображал там учителя физики. С таким же, примерно, результатом. А про Женю Учитель оказался совершенно прав, и в жизни у неё потом всё сложилось нормально. Женька, ты классная!
    Но идеология в Китеже заменяла и школу тоже.

    5. Дмитрий Владимирович Морозов совершенно искренне считает себя великим педагогом. Посмотрите список его книг: после «Дваждырождённых» - всё только о педагогике, на уникальном китежском опыте. Об этом же – сотни телевизионных, радио- и печатных интервью. И орден, в конце концов. Кстати, давать интервью журналистам – второе его любимое занятие после бесед в кругу учеников. Надеюсь, Гордон его вылечил теперь.

    6. Давайте договоримся о критериях. По мнению действующих китежан, их Учитель – натурально великий педагог. И это подтвердит хоть прокурорская проверка, хоть самый честный референдум. Если же вы хотите говорить всерьёз, то попросите у Морозова полный хронологический список всех детей, прошедших Китеж с 1994 года. С указанием актуальных контактных данных, образования, работы и семьи. Да, на старте в Китеже были трудности даже с едой, но на дневники Морозову бумаги и карандашей хватало. А во времена, которые застал я, и компьютерный учёт уже не был проблемой. Тем не менее, ТАКОГО СПИСКА НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Потому что он мгновенно разрушил бы образ великого педагога. А этот образ – краеугольный камень китежского мифа. А китежский миф прекрасно конвертируется в спонсорские деньги, в приток новых детей, волонтёров и журналистов. Кто же будет рубить сук, на котором сидит?
    Списка нет в природе, его нет и у меня. Откуда я знаю, что он опровергает педагогическую состоятельность Китежа (Морозова)? А я знаю из него несколько строчек, и я знаю, что характерные особенности у этих строчек повторяются. Какие это особенности?
    - Связь с большинством выпускников потеряна. Если человек не вернулся после учёбы в Китеж, или не приезжает в гости, то его судьба Китежу не интересна. Большинство – не вернулось и не приезжает. Согласитесь, что для хороших школ это не характерно.
    - Дети, уехавшие из Китежа вместе со своими приёмными родителями, вообще не считаются воспитанниками Китежа, вне зависимости от количества прожитых в Китеже лет. Бывает, они считаются предателями, но об этом – ниже.
    - В большом мире судьба многих выпускников сложилась неудачно. Самый распространённый финал – алкоголизм. Но бывает и наркомания. Китеж всерьез считает, что жизненный успех выпускника – это всегда заслуга Китежа, жизненная неудача – вина выпускника. Успешных делают частью китежского мифа, неудачников стирают из памяти.
    С успешными выпускниками начинается вообще беда. В архиве интернета сохранилась копия первого китежского сайта, это 2001-й год. Итак, «Наша гордость – Иришка. Ирина - одна из наших выпускниц. Наша гордость. Она закончила школу и поступила в Московский международный институт экономики. Учится заочно, живет с нами и помогает нам.» Через три года эта девушка выйдет на общем собрании и обвинит своего приёмного отца Д.В.Морозова в сексуальных домогательствах, имевших место именно тогда, когда ей было далеко до 18-ти, и её замечательный портрет украшал китежский сайт. Морозов после того собрания на несколько дней ударился в бега. А почему Ира и Андрей не довели тогда дело до прокурора – «не то чтобы не знаю - рассказывать нельзя».
    Следующая известная мне строчка несуществующего списка. Откройте, пожалуйста, книгу Морозова «Поколение Китеж». Книга писалась в мои китежские годы, многих её героев я знал лично. Приёмный сын Морозова Кирилл упоминается там неоднократно. Если он захочет, он сам расскажет, как сложилась его жизнь после Китежа, служба в армии, учёба в Калуге. Но этот рассказ умножит всю эту очень пафосную книжку на ноль.
    Третья строчка списка успешных выпускников – это Дима. Димкой горжусь, он ходил ко мне на физику! Шучу, моя физика тут ни при чём. Но он хотел учиться на геолога – и поступил. И закончил, и успел уже побывать в таких краях, где я уже никогда не побываю. И Китеж даже имел дерзость им хвалиться. Дерзость потому, что всё это Дима сделал не благодаря Китежу, а вопреки. Сам и с помощью своего приёмного отца. Но без Морозова. Сам Морозов неоднократно говорил, что место Димы – на китежской ферме, и тому есть масса свидетелей. С поступлением ему не помогали, проживание в Москве – не финансировали. Потому что Китежу не нужны геологи.
    Китежу нужны психологи и педагоги, которые вернутся в Китеж. И журналисты, которые в большом мире будут поддерживать китежский миф. Для согласных на это детей есть дружественные московские вузы (в моё время это был РГСУ) и деньги на аренду жилья и прокорм. Так училась безусловно первая из списка успешных выпускников – Валка. Тут вы всё сами знаете. Добавлю только, что в мои китежские годы Валентина Канухина была умницей, отличницей и стопроцентно лояльной китежанкой. Когда по цензурным соображениям мне запретили вести e-mail-рассылку китежских новостей, то передали эту работу именно ей.
    Есть у меня и другие знакомые выпускники Китежа, сейчас уже взрослые и успешные. Но не могу отнести этот результат на счёт Морозова, потому что они – не сироты. Родные дети китежан, кого я знаю, все на ногах. Но это, скорее, доказывает, что настоящую семью вообще ничем заменить нельзя.

    7. Мы начинаем очень важную тему: каких детей берут в Китеж. У меня пазл сложился именно на ней и китежский миф в голове обрушился окончательно. Понятно, что в Китеж берут не всех сирот, и даже не всех сирот, кто в него хочет. Это невозможно физически. Как же их отбирают?
    Свету, родную сестру Димы, не взяли из Сухиничского детдома, несмотря на их ясно высказанное желание жить вместе. Озвученная причина – не было для Светы готовой приёмной семьи (никто её и не искал). На этом маленьком примере видна расстановка приоритетов. Интересы Китежа оказались важнее детских. Это общее правило.

    8. Отбор детей ведёт лично Морозов. Участвует в этом много народа, но мне не известны случаи, чтобы детей принимали в Китеж против воли Морозова (кроме сирот Барятинского района, в котором нет государственного детдома. Их безотказно брал Китеж, за это его любили районные власти).

    9. Понятно, что подбирается пол и возраст, чтобы было примерно поровну мальчиков и девочек, чтобы равномерно наполнялись школьные классы. Но в моё время китежский миф уже обеспечивал такой приток желающих, что использовались и неочевидные критерии. Каждое лето в Китеже проходила большая игра, на которую приглашали детей из детдомов и школ-интернатов Калужской области. Дети смотрели на Китеж, Китеж смотрел на них. Осенью оформлялись переезды. Весь отборочный цикл 2002-го года проходил у меня на глазах. Что из него запомнилось?
    Во-первых, случай отказа. Мальчик был на игре, он всем понравился, его отобрали. Я вёл тот УАЗик, который отправили за ним в Калугу. Его уговаривали два часа, но он остался в калужском интернате. Этот мелкий частный случай разрушает важную часть большого китежского мифа: "в государственном детдоме ребёнку всегда хуже". Нет, не всегда.
    Во-вторых, случай отвода. Другой мальчик был на игре, понравился вожатым, подружился с китежанами, не имел соматичских и психических проблем (а с ними не брали никого). Взрослые уже выбирали для него приёмную семью, была конкуренция. Но на детском костре парнишка открыл рот и возразил Морозову. Он вообще был бойкий и умный. Лучше бы так и слушал, с открытым ртом. Его не взяли.
    Мой ответ на вопрос 9: в Китеж отбирают тех детей, которые нужны Китежу. А что нужно Китежу – единолично решает Морозов. А Морозову нужны дети, которые слушают его внимательно и молча.

    10. Используются ли в Китеже практики, психологически травмирующие детей? Вопрос настойчиво адресую бывшим китежанам, среди которых есть и профессиональные врачи, и профессиональные психологи. Мой ответ: да, используются. Я не психолог, я увидел далеко не всё. Но вот применение к детям ритуалов из «Тропы Трояновой», которые придумывались для взрослых – это допустимо? В том числе – и погребение заживо? Кто, кроме Морозова, знает, что подросткам это полезно?
    Совершенно вопиющая история с переходами детей из одной приёмной семьи в другую. В Китеже это была распространённая практика. Речь, напомню, идёт о сиротах, которые один раз семью уже потеряли, а в Китеже думали, что обрели новую. Валка уже обнародовала свою историю, у меня есть другая. Девочка была сильно младше Валки. Её приёмная мама дружила в Китеже не с теми, и не ходила к Морозову на зарядку. А после сексуального скандала с Ириной – так и вовсе собралась покинуть Китеж. И увезти с собой приёмную дочь, разумеется. А девочка была очень яркой внешности, мимо неё не мог равнодушно пройти ни один журналист, особенно фотокорреспонденты и телевизионщики. Она была нужна Китежу, а мама была уже не нужна. В операции по их разрыву были задействованы все лояльные взрослые и старшие дети. Говорили они девочке примерно так:
    - Ты же знаешь, что Китеж переживает сейчас трудные времена. Уехать сейчас – это предать Китеж. Но ведь община – это и есть твоя настоящая семья! А семью нельзя предавать! Мы все тут тебя так любим, неужели ты предашь нас? Пусть Л катится в свою Москву, она никогда и не была настоящей китежанкой, а тебе что нужно там? В большом мире только волчьи законы, нищета и разврат, а настоящая счастливая жизнь возможна только в Китеже!
    Все значимые для неё взрослые и дети. В одну дуду. Днями напролёт. Девочка осталась и выросла в Китеже. К ней нет вопросов. Ей тогда было десять лет.

    11. Алкоголь в Китеже присутствовал, и тоже, по моему мнению, относится к психологически травмирующим факторам. Большинство сирот были социальными, государство отобрало их у живых родителей-алкоголиков. А в дивном новом мире, в котором они оказались, их новые родители и учителя – пили. А временами и напивались. Начиная с больших китежских праздников, когда спиртное стояло на взрослых столах общего застолья, и далее – везде. Китеж вообще маленький и очень прозрачный, в нём ничего нельзя сделать втайне от детей. В том числе и жене изменить (но это тема не моя – Валки).
    Что очень интересно, в Китеже запрещено курение, и с ним ведётся многолетняя беспощадная и безрезультатная борьба. Потому что Морозов не курит. А когда я спросил его про алкоголь, ответ Гуру был исчерпывающим:
    - Питьё водки на Руси – это важная духовная практика. Это такая русская йога, путь к духовному возвышению.
    И никакого сарказма. Учитель реально пытался вразумить неразумного трезвенника. Да и практика соответствовала теории. При всей сложности морозовской идеологии, она открывается просто, как ящик. Что нравится Морозову – то и хорошо. А что не нравится – то очень плохо.
    Я уже тут намекнул, что судьба Кирилла, приёмного сына Морозова, складывается пока не во всём удачно. Я помню, как мы всем Китежем отмечали его 16-летие. Был большой общий праздник, я не видел в Китеже другого такого детского ДР. Потом Морозов забрал Кирилла, отвёз его на Зайцеву Гору, и там, в придорожном кафе, собственноручно ему налил. Это был обряд инициации во взрослые. Зайцева Гора, находящаяся где-то между Москвой и Европой, была тут нужна как символ большого мира. А знаю я эту историю от самого Морозова, и рассказана она была публично, как изложение ценного педагогического опыта.
    Кирилл вырос и вышел из Китежа в большой мир. Великий педагог Морозов конечно не имеет к нынешним проблемам Кирилла никакого отношения.

    12. В вопросе о тёмных материях и тёмных энергиях в Китеже я на истину даже и не претендую. Я материалист, я физику пытался преподавать. Но как сторонник научного метода познания мира, я привык внимательно относиться к наблюдениям. И я не считаю, что если феномен невоспроизводим в эксперименте, то феномена и нет. Жизнь каждого человека тоже относится к невоспроизводимым в эксперименте феноменам. И при этом у каждого случается. А теперь о наблюдениях:
    - Я ходил к Морозову на зарядку. Утром подвигаться на свежем воздухе – это же так полезно! И вправду, Морозов на зарядке расцветал на глазах. А мне каждый раз ощутимо плохело, и я с трудом вёл первый урок. Я перестал ходить на зарядку, и первый урок стал проходить заметно веселее.
    - Я тогда уже уехал из Китежа, но меня ещё пускали в гости. Моя последняя встреча с Морозовым – это была просто встреча взглядами в раздевалке столовой. Я поймал прямой неподвижный взгляд, полный ненависти, и поскорее свалил на То Поле. А вечером у меня случился невиданный никогда ранее приступ сильнейшей головной боли.
    - Когда до меня в Москве докатилась история Иры (2004-й год), я сделал по ней последний свой выпуск китежской рассылки новостей. В списке адресов я оставил только лично знакомых мне людей. Среди них был и Хлопенов. В тексте я назвал Морозова педофилом. Вновь дикая головная боль, температура сорок, госпитализация, острый гайморит. Врач в поликлинике после первого рентгена: «Если бы вы попали ко мне завтра, я бы направил вас не в Боткинскую, а в морг. Поторопитесь».
    - Человек, сам основавший экопоселение, знакомый с Морозовым, абсолютно деловой, современный и конкретный, ещё за год до того сказал мне: «Морозов, безусловно, человек тёмный».
    - Абсолютно все взрослые и дети, кого я знал, и кто навсегда покинул Китеж, чувствовали себя после этого «выжатыми». Эзотерики называют нечто подобное энергетическим вампиризмом. Я не уверен, может ли банальное мозго@бство давать такой сильный эффект.

    13. А вот моим родным детям в Китеже было хорошо. Я их и там об этом регулярно спрашивал, спрашивал потом и в Москве. И всем защитникам Китежа прдлагаю поступать так же: не обобщать, в Китеже спрашивать у тех детей, кто надёжно защищён от последствий неправильного ответа, не забывать спрашивать тех, кто давно не в Китеже. И для этого попросить у Морозова несуществующий в природе список. И в этом списке должна быть Ира, которую приёмный отец пытался «научить быть женщиной». И Димка, которому запрещали поступать и отправляли на ферму. И Сандра, которую учили предательству. И множество отличных ребят, которые не предали своих приёмных родителей и уехали с ними. И Валка, которая уже всё сказала.
    А ещё попросите у Морозова список его собственных приёмных детей. Там должен быть Рома, хоть он вам уже ничего и не расскажет.

    14. Китеж и Орион – это два посёлка, которые вместе составляют мир, выстроенный для себя одним человеком. Это человек незаурядный, такое мало кому удаётся. Большинство ограничивается дачей. Некоторые заводят на даче кроликов. Дмитрий Морозов построил для себя город и завёл в нём учеников.
    Морозов придумал китежский девиз «Оставь своё Я за порогом», но сам им руководствоваться ни минуты не собирался. Вместо этого он натянул своё Я на весь Китеж. Цель его проста: жить так, как ему нравится. Весь вопрос в том, что именно ему нравится. Этот человек страдает особой формой «педофилии»: неудержимым стремлением трахать детские мозги. Поэтому ему нужны дети, много детей, причём они должны быть всегда любимого им возраста – старшие школьники. Когда они вырастают, он пытается сделать из них полезных взрослых. Если это не получается - теряет к ним интерес. На их место приходят новые дети.
    Полезные взрослые – это материал для строительства его мира. Это не только педагоги и приёмные родители, это и спонсоры, и волонтёры, и журналисты. Даже Губернатор Калужской области и Президент России были использованы Морозовым. Дети же для него – самый ценный и любимый им материал. В этом смысле, в Китеже очень любят детей.

    15. Про то, что Китеж - это хорошо, написаны тонны текстов и сняты годы фильмов. Половина из этого – китежский миф, но вторая половина – правда. В Китеже никого не бьют, всех кормят, и домики красивые. Мои дети получили там бесценные впечатления совсем не московской жизни. Я сам два года прожил при коммунизме – мало у кого ещё есть такой опыт. Плюс друзья на всю жизнь (из бывших китежан, которых не бывает).
    А теперь о том, почему всю эту красоту надо закрывать. Это, безусловно, секта. Педагогическая секта, так ловко придуманная, что более двадцати лет только крепнет, выдаивая спонсоров и пропуская через себя волонтёрский поток. Государство в стороне не осталось: асфальт до райцентра и магистральный газ – это у нас в каждом селе Калужской области так? Есть и прямое бюджетное финансирование секты. В моё время это были выплаты на приёмных детей и весь бюджет школы. Немалые общественные деньги тратятся на то, чтобы один человек мог трахать детские мозги. Как постепенно выясняется – и не только мозги. И даже не один человек. Ладно бы изнасилованные в мозг взрослые – они все добровольцы, и вообще у нас полстраны таких. Но бензином всей этой машины являются дети-сироты. Детей, пожалуйста, заберите у Морозова. Не в детдома – в приёмные семьи. Нормальные, с папой и мамой, но без Учителя и «купола общины».

Заключение

    Бывают общественные системы, построенные на многослойной лжи. Они могут долго жить и прекрасно выглядеть, но когда им приходит срок, всегда падают быстро и с громким неприличным звуком. Из исторических примеров – это брежневский СССР, из более близких – пирамида МММ. Китеж очень похож на МММ, только это человеческая, а не финансовая пирамида. Падение таких конструкций всегда связано с разрушением их несущего мифа, и это падение – неизбежность и закон природы. Участвовать ли лично в процессе развенчания мифа, про который ты знаешь, что это миф – такой же странный для меня вопрос, как соблюдать ли лично закон всемирного тяготения, или его игнорировать. Правда не только существует, она всегда побеждает, и это закон природы. Я ему подчиняюсь и потому пишу, наконец, этот текст. Я виноват в том, что много лет пытался отвертеться. И в мотивах Валки, дерзко поднявшей руку на Китеж, я вижу, в том числе, и простое человеческое желание жить не по лжи. И в этом она права.

Андрей Трофимов
октябрь 2016 г.
trofimov_a@rambler.ru